Описание
«Кок Тэнгри / Көк Тәңірі» (Небесный Бог).
Те́нгри (др.-тюрк.*teŋri / *taŋrɨ; каз. Тәңір; кум. Тэнгири, ст.-монг. ᠲᠨᠭᠷᠢ Tngri; монг. Тэнгэр, калм. Teңр; булг. Тангра; Тянгри, чув. Турă; якут. Таҥара; узб. Tangri; кирг. Теңир; башк. и тат. Тәңре; карач.-балк. Тейри; упр. кит.: 腾格里, путунхуа Ténggélǐ, венг. Tengri, тур. и азерб. Tanrı; туркм. Tañry; уйг. Тәңри) — верховное божество неба политеистического пантеона народов Евразии тюрко-монгольского происхождения. Другое его название — «Кок Тенгри / Көк Тәңірі» (Небесный Бог).
Впервые зафиксировано в китайских летописях при описании хуннов как 撑犁:
«匈奴谓天为撑犁» : Хунну называют Тянь (天 название неба или Небес по-китайски) Тэнгри.
Тэнгри или Тэнгри олицитворяет в себе силу бескрайнего неба, волю небес и силу бесконечного пространства всей Вселенной.
Ошибочно считать тэнгририанство или поклонение Тэнгри - анемизмом, язычеством или шаманизмом, ведь в своей сути это совсем другое.
В государствах тюркоязычных народов Средних веков, в том числе у собственно древних тюрков (тюркютов), ханы основывали свою власть на соизволении Тенгри. Эти правители воспринимались как обладатели дара Тенгри, давшего им особую благодать — кут, носили тронные имена, подчеркивающее их избранность, такие, как Тенгрикут, Кутлуг или Куталмыш.
Описывая свое путешествие на Волгу в 921—922 гг., Ибн Фадлан писал о кочевых тюрках:
А если кого-нибудь из них постигает несправедливость или случится с ним что-либо неприятное, он поднимет свою голову к небу и говорит: «Бир тенгри», а это по-тюркски «богом единым», так как «бир» по-тюркски «один», а «тэнгри» на языке тюрок — «бог».
Предки тюркских народов были анимистами, следуя шаманским верованиям, они почитали небесных богов и силы природы. По мнению Махмуда ал-Кашгари, Тенгри был известен как создатель растений и громовержец.
Тюркоязычные народы использовали прилагательное «Тэнгри», что означает «небесный, божественный», для обозначения всего грандиозного или особо значимого, как, например, пик Хан-Тенгри или Кантегир (хакасское Хан-Тигір) в Западных Саянах.
Основными божественными сущностями в монгольском тенгрианстве являлись Небесный Отец (монг. Тэнгэр Эцэг) и Мать-Земля (монг. Газар Ээж). Вера во всемирного, дарующего победы бога служило в Монгольской империи идеологическим средством усиления контроля хана. Так, повеления монгольских владык подкреплялись ссылкой на «Силу Вечного Неба».
Имя бога по мнению участников проекта «Этимологическая база Старостина» происходит от общеалтайской лексемы с изначальным значением «клятва, божество».