Описание
Казахский народ состоит из трёх жузов (жуз — «сотня») — это искусственно созданные этно-политическо-территориальные образования, состоят из тайпa (племя), которые в свою очередь делятся на py (род) и т. д.
Три казахскиx жуза:
Старший (Ұлы) жуз: союз уйсын состоит из племён: дулат, албан, суан, сарыуйсын, к которым присоединились шапырашты, ошакты, ысты и сiргел; жалайыр; канлы, к которым присоединился шанышкылы.
Средний (Орта) жуз составляют племена: арғын, найман, қыпшак, керей, қонырат, уақ.
Младший (Кiшi) жуз составляют 3 группы: байулы состоит из племен: берiш, адай, алтын, жаппас, есентемiр, таз, байбақты, тана, масқар, алаша, қызылкурт, шеркеш, ысық; алiмулы состоит из племён: каракесек, шомекей, кете, тоткара, қарасакал, шектi; жетiру состоит из племён: табын, тама, жағалбайлы, телеу, кердерi, керейт, рамадан
Вне жузовой классификации состоят: Төре — потомки Чингисхана, большинство из которых потомки Орда-Ежена, сына Джучи-хана; қожа — потомки четырех сподвижников Мухаммеда — Абу Бакра, Омара, Османа и Али; и арабов Центральной Азии — воинов и миссионеров; төленгiт — каста бывших джунгарских (калмакских) военнопленных, из которых образовывались ханская гвардия, телохранители и придворная прислуга; Төре и қожа являются «ақ-сүйек» (белая кость) — т. е. элита.
Белую кость — "ақсүйек" — составляли султаны, или по-казахски торе — "төре", которые вели свое происхождение от старшего сына Чингисхана Джучи и ходжи ("қожа"), возводившие родословную к арабам — завоевателям Средней Азии и Южного Казахстана. Все остальные казахи относились к черной кости — "қарасүйек".
Все Казахи являлись кочевниками.
Другую элитарную группу кочевников представляло сословие служителей мусульманского культа - кожа, являвшиеся носителями традиций религиозности. Кожа, также пользовавшиеся наследственными привилегиями, играли важную роль в духовной жизни казахского общества и вместе с муллами способствовали поддержанию устоев ислама в среде номадов. Все ритуальные обряды - обрезание, свадьба, похороны и поминки - совершались при непременном участии кожа, которые узаконивали их чтением Корана. Политическое влияние кожа в кочевом обществе, в отличие от оседло-земледельческих государств, было незначительным, что во многом объясняется слабым и поверхностным распространением ислама в степи. В данном случае, скорее, надо говорить о ритуализированном характере их влияния и значимости в общественной жизни, нежели об устойчивом авторитете в практике повседневного бытия.
Казахские кожа (хаджа). Они вместе с несколькими другими казахскими племенами не вошли в три джуза (жузге кирмейтин казактар). Среди казахов кожа олицетворяют собой ислам. Прежде они руководили обрядами, совершали обрезание, были имамами мечетей, мударрисами. Кожа являются выходцами из городов, поселений в бассейне среднего и нижнего течения Сырдарьи. Каждый казахский род был последователем определенного рода кожа (аккурган, хорасан, дуана, карахан, сейiт, кырык садак, кылауз, киши жуз кожалари и др.).
Важное место в религиозной жизни казаха занимает посещение (зийарат) святых мест (аулийе), расположенных в южных районах Казахстана, и встреча со своим духовным наставником (пир, кожа, ишан). Бином ишан-верующий имеет ключевое значение для изучения особенностей ислама среди казахов.